Казак - не сословие, а состояние души - говорят на Дону. Главные добродетели - честность, храбрость, патриотизм, почитание старших и гордость подвигами предков. Знать, где когда и за что воевал дед и прадед - дело чести. четырехвековая история общности вольных людей, всегда служивших Отечеству.



Казак - это воин с головы до ног, от рождения до смерти.

По первому зову бросает казак свои мирные занятия, в два-три дня собрался в поход, а на четвертый — уже несется на своем степном коне-скакуне и первым является на бранное поле.

В походе и на фронте он терпелив, вынослив и неприхотлив: на ходу, скоро ест, очень мало спит, всегда на чеку, постоянно готов броситься на врага.

Но чем казак силен и крепок?

Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конем.

Сильнее этой дружбы на всем свете дружбы нет.

Но он также способен не один день пролежать вместе с конем в кустах, в камышах, не скучая, не теряя бодрости, и зорко следить за врагом.

Но он и без коня скор и подвижен, как вьюн, гибок, как молодой стебель, как прибрежный тростник. Глядит смело, открыто: глаза смеются, а на лице бойкая, но очень добрая улыбка.

Казачьи заповеди

Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. В своей основе все заповеди сводились к следующему:

1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;
2. Будь прост, но не подобострастен, доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово – слово народа твоего!
3. Всем служи честно, будь законопослушен.
4. Люби все, что с ранних лет ты впитал в плоть и кровь в казачьей семье, чти традиции и обычаи своих предков.
5. Пуще благ и самой жизни ставь казачью волю! Помни: воля не своеволие, лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны.
6. Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, он скор и справедлив!
7. Будь свободен душою, но страсти держи в оковах.
8. Никогда не воюй со слабейшим, а только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив! Победив его рукою, победи его милостивым и милосердным сердцем.
9. Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть.
10. Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а, вступивши, служи ему всем сердцем, всем помышлением.

11. Соблюдай правила и обычаи народа своего. Никогда никого не поучай, но объясняй и советуй, когда у тебя спросят. Тогда станица – любое казачье общество станет тебе домом, отцом и матерью твоими.

Cемейное воспитание казаков
1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности
С малых лет родители приучали детей рано вставать, одеваться, помогать по хозяйству, выполнять простейшие действия по самообслуживанию. С семилетнего возраста на казачат возлагались посильные работы – уход за домашней птицей, прополка сорняков, уборка во дворе и доме. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.

2. Учение добру, благожелательности
С малолетства у детей в казачьих семьях старшие воспитывали понимание добра и зла, их учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: « Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».

3. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию
Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.

4. Учение послушанию
Из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного- верхогляд, вор, обманщик, насильник.

5. Учение жить своим умом, сочувствовать людям
Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора.
Детям прививали навыки почитания корней родства. Близкое родство считалось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех близких родственников, проживающих в станице.
Посещения родственников в праздники, помощь в трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков.
Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами,, при встрече с опасным зверем в лесу, обучали, как развести огонь в дождь.
Матери и бабушки обучали девочек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали уступчивости, ласковости.
Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. Разводов в казачьих семьях практически не было.

Любымые развлечения казаков. Косметика казачек.

Главным развлечением казаков была стрельба из лука или ружья. На праздники устраивались скачки и кулачные бои, казаки показывали джигитовку.

Увлекались донцы и борьбой. Для этого все собирались в круг. А в центр выходили два могучих борца, измазанных жиром. Они придирчиво осматривали друг друга, примеряясь, как удобнее прижать.

Одной из любимых забав являлась стрельба по плывущей мишени. Её ставили на поплавок и пускали по течению Дона. Победителем считался тот, кто сбивал мишень.

Соревновались казаки и в преодолении водной преграды. Группа казаков в полной амуниции мчалась на лошадях к реке. Бросившись в воду, на конях переплывали её. Победителем становился тот, кто первым выходил на берег.

Для сохранения цвета лица казачки использовали особый состав, известный под названием «жировка». Эта смесь составлялась из животного жира, сулемы, селитры и сока виноградных листьев. Лицо, смазанное жировкой, не загорало. Однако кожа на нём после нескольких лет употребления становилась похожей на пергамент.

" ....Казаки - это самые лучшие легкие войска среди всех существующих.
Если бы я имел их в своей армии, я прошел бы с ними весь мир"
Наполеон Бонапарт

Происхождение, история донского казачества. Особенности жизни.

Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Известный русский мыслитель Иван Ильин назвал революцию 1917 года в России – катастрофой

Расказачивание
как социально-историческая проблема

В ряду трагических страниц истории России XX века судьбе казачества принадлежит далеко не последнее место. Это трагедия целого социального слоя (численностью до 4,5 млн. человек) - носителя реальных культурно-этнических признаков, игравшего важную роль в жизни российского государства.

В результате системы мер в экономической и общественно-политической сферах казачество перестало существовать как социально-экономическая группа. Культурно-этнические устои были расшатаны.

Путь казачества от сословности к бессословности, пролегавший через дифференциацию, стратацид, окрестьянивание к "социалистическому классу" -колхозникам, оказался поистине крестным путем.

Вешенское восстание

Воззвание "Свободные граждане ст. Вешенскойи ее хуторов!"
март 1919 г.

К вам, станичники, я обращаюсь с призывом прекратить бесполезные разговоры, не приносящие ничего кроме вреда для нашего общего дела - освобождения от гнета коммунистической власти, так как в многоглаголовании нет спасения. Одними разговорами без дела вы не спасете себя от угнетателей. Вам доподлинно известны те казни, которые творили эти лица, прикрываясь личиной спасения народа от произвола и насилий, а если вы забыли их, то вспомните - не убеждали ли они 28-й казачий полк86 жить в мирном соседстве с казаками, не давали ли они обещаний не идти войной в пределы Донской области; не говорил ли вам командир названного полка казак Фомин, что он избавит вас от подводной повинности. Мы по простоте сердечной поверили всему тому и бросили фронт. Ну и что же получилось на деле? Коммунисты воспользовались нашей оплошностью и двинули свои войска к нам на Дон. Они заняли наши станицы и хутора и фураж, стали грабить наших сограждан; стали еще в большей мере изнурять подводной повинностью; стали вылавливать нежелательных им наших сограждан, которых заточили в тюрьму, с которых выжимали штрафы и которых не расстреливали, а истязали, отрубая пальцы и выворачивая руки.

Заключенные в тюрьму и замученные граждане ст. Вешенской вам известны, а вот в ст. Казанской, по достоверным сведениям, замучено до смерти свыше 260 человек, а в ст. Слащевской томится в заключении до 400 человек, ждущие той же участи, что и Казанцы. Да разве это все, - это только начало.

По имеющимся сведениям в ст. Вешенской и в ее хуторах предполагалось к аресту до 800 казаков. Вот поэтому-то и потребовался Решеткову отряд в 35 человек с пулеметом, для скорейшего уничтожения предполагаемых к аресту казаков, так как ему одному не под силу казнить таковое количество арестованных. Довольно слов, пора за дело; время не ждет. Смело "братцы" в бой. В бою вы найдете все для себя. С боем вы освободите себя и свои семьи от неминуемой гибели. В бою вы приобретете честь и славу и спасете свою совесть. Смело вперед. Коммунистам нет места на Дону!
Заведующий Вешенским военным отделом Суяров

 

"И один в поле воин, коль по-казачьи скроен."(казачья поговорка)
Драма атамана Краснова

Долго ещё трагедия Лиенца (или, как её потом назовут «Тирольская обедня») будет бередить сердечную рану всех истинно русских людей, которые никогда не забуду безпримерный подвиг казаков-красновцёв и их Вождей, оставшихся верными исторической, Белой, Русской России.

Когда же стало известно, что английское командование уже сдало казачьих командиров советским карателям, и будет производить выдачу казаков Советам, по всему лагерю появились чёрные флаги с надписью: «Лучше смерть, чем возвращение в СССР!»

Выдача была страшной и производилась с ужасным зверством. Солдаты Аргильского Сутерландского батальона Британской армии во время Богослужения на поле казачьего лагеря Пеггец (район Лиенца) коваными ботинками топтали матерей и казачьих детей, загоняя дубинками и штыками на погрузку в грузовые машины. «Последнее, что врезаюсь в памяти - вспоминает чудом выживший очевидец, - бегущие по всем направлениям люди сломанный помост с алтарём разбросанные хоругви, иконы. И самое ужасное: солдат, бьющий крестом по голове стоявшего перед ним священника». Была и ещё одна немаловажная деталь этого кошмара «На редкость кучерявые и черноглазые английские солдаты» с отборными ругательствами на русском языке, били прикладами людей, заставляя их садиться в грузовики.

...Последним же заветом Петра Николаевича Краснова перед пленением в Юденбурге были слова: «Призываю казаков умереть, но не поклониться сатане!». Трагически и героически сложилась его судьба, и он, как и многие другие, не изменившие своим убеждениям, пополнил число новомучеников за Святую Русь.

Как талантливый полководец, генерал Краснов сражался за любимую Россию на поле брани, как талантливый писатель, он сражался с её врагами пером. Православный Русский Воин, он всю свою жизнь служил Богу Царю и Отечеству. За эту службу он и поныне ненавидим всеми, кто вёл и продолжает вести Россию к окончательной гибели. Для колеблющегося, двоедушного, неверного в мыслях и чувствах XX века он остался образцом верности, чистоты, цельности и несгибаемости.

Донесение Р. Локкарта, представлявшего в России английское правительство, своему правительству:

" Большевики установили правление насилием и подавлением, несравнимое с любой известной истории автократией. Они отменили даже наиболее примитивные формы правосудия. Тысячи мужчин и женщин были расстреляны даже без посмешища над судом. Тысячи брошены гнить в тюрьмах в условиях, сравнения для которых могут быть найдены только в мрачнейших летописях индийской или китайской истории.
Большевики установили варварские пытки. Допрос заключенных часто производится с револьвером, приставленным к голове несчастного узника. Открыто высказываемая амбиция Ленина – зажечь гражданскую войну по всей Европе. Каждая речь Ленина – отвержение конституционных методов и прославление доктрины физического насилия. Имея в виду такие цели, Ленин проводит систематическое уничтожение казнями и организованным голодом любой формы оппозиции большевизму. Таковы факты, которым большевики могут пытаться искать оправдания, но которые они не могут опровергнуть.
Искренне ваш, Р. Г. Б. Локкарт

 

 

 

 

СТАНИЦА ВЁШЕНСКАЯ

Как у нас на Дону

Гостиницы, гостевые дома

Расписание автобусов

Советуем посмотреть

Реклама, услуги, инфо

Донские казаки

Казачьи поговорки

Музей М. А Шолохова

Шолоховская весна

Санаторий " Вёшенский"

Работа в Вешенской

Земляки

Как у нас то было на Дону
Диски DVD о казачестве

Спрашивайте
в салоне АРтказак

Другие фильмы на DVD :

"Казачья удаль"

" Станица Вёшенская"

" Природа донского края"
и многое другое -

Можно приобрести в художественном салоне студии

Студия Артказак

Салон находится в здании библиотеки по адресу:
ул. Подтёлкова, 59,
напротив кафе " Погребок"

Часы работы: с 10.00-17.00,
кроме воскресения и понедельника

http://www.artkazak.ru

 

Более тысячи лет казачество известно на Руси как особая организация приграничного населения. Суровые природные условия и воинственные соседи определили образ жизни казаков в форме военизированного сообщества. Казак с детских лет через игры, обычаи обучался военному делу и обхождению с лошадьми, владению оружием и ориентированию, умению перехитрить врага, неприхотливости, способности выжить в самых суровых условиях. В нем с малолетства воспитывались честь и достоинство, верность товарищу, военная доблесть и трудолюбие, беззаветная любовь к своему народу, его истории и культуре. Стихия казака – воинская служба. Казачьи военные поселения содержали сами себя, покупали за свой счет вооружение, лошадей и амуницию. Такие войска не требовали расходов и вместе с тем непрерывно несли военную службу. В течение двух часов после объявления войны полк выходил из станицы в боевой поход и насмерть стоял «за землю русскую, за веру православную». Дети вольницы, казаки во все времена исповедовали и пуще жизни берегли главные основы своего общежития: свободу и братство. Все проблемы и спорные вопросы решали общенародно – сходом, говоря по-казачьи, кругом. Атамана избирали всем обществом. Выбирали самого храброго и авторитетного казака, не раз достойно проявившего себя в критических ситуациях, на поле брани. В случае неудовольствия атаманом его переизбирали на круге большинством голосов.

Устройство казачьего общества примечательно было не только его демократическим характером, но и силой духа, как ранее выражались – «моральной упругостью». А проще говоря – человеколюбием, милосердием и праведностью. Скажем, военная добыча казаков во все самые жестокие времена делилась на десять равных частей: одна часть – на церковь, одна на войсковой круг, одна себе и семь (!) – семьям погибших в бою. Кроме того, дети погибших брались на обеспечение войскового круга до совершеннолетия.Стойкость казаков в бою была выше всех войск. Самобытные вековые традиции добровольной общественной организации самоуправления, хозяйствования, культурные обычаи, исторически сложившиеся территории и многие другие особенности выделяют казачество как самостоятельную культурно-этническую общность на территории России.

***

Телеграмма завполитотделом Южного фронта
Кржижановского. Секретно.Из резолюции Донбюро от 8 апреля 1919 года.
Бесспорно, принципиальный взгляд на казаков, как на элемент, чуждый коммунизму и советской идее, правильный.
Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно уничтожить, просто истребить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и всякое ….., ни на минуту нельзя забывать, упускать из виду, того обстоятельства, что мы имеем дело воинственным народом, у казаков каждая станица - вооруженный лагерь, каждый хутор – крепость

***

Ты, выкорчеванное начисто,
Ты, изведенное под корень,
Былое русское казачество –
Не затихающее горе.
И память о тебе всезнайками
Заплевано теперь по брови,
Корят казачьими нагайками
Не помнят о казачьей крови.
Да, пусть тебе землею плачено.
И гордилась ты по праву –
Но сколько же тебя потрачено
За 300 лет российской славы!
Побеги Дуба Запорожского,
Ветвилось ты, с врагами споря,
От моря теплого Воложского
До Желтого лихого моря.
Каймило степь станицей русскою.
Песками шло, текло рекою,
Яицкое и Оренбургское,
Донское, Волжское, Терское,
Сибирское и Черноморское,
Кубанское и Семиречье,
По всем границам барсом порская,
Звенело дерзкой русской речью,
Цвело лампасом, шашкой лязгало,
Папаху набекрень носило-
Ангарское и Забайкальское,
И сколько вас еще там было.
Тот шел в тебя, кому – не в пахари,
Ни в толстосумы, ни в юроды –
Зато и жаловали плахами
Тебя попы и воеводы.
Кто песню попоет печальную
О гибели хмельной и зряшной,
В столетья книгу поминальную
Кто занесет твой жребий страшный!
И вот, потомком --------,
При споре с братом желтолицым
Та, Богом посланная конница,
Которая не возвратится!

Р.Самарин. Март 1961 г.